Главная Статьи Маркетинговые исследования: цели и задачи
В чём польза и необходимость проведения маркетинговых исследований?
Многие компании, стоящие перед выбором в принятии каких-либо маркетинговых решений, так или иначе, задаются этим вопросом.
Итак, исходя их основных направлений, маркетинговые исследования помогают решить немало задач на предприятии, таких как:
- Выяснение потребностей потребителей продукта;
Опросы, интервью, наблюдения, анкетирования – всё это методы маркетинговых исследований, которые помогают узнать собственного потребителя, выяснить, кто он, и какие требования предъявляет к тому, что покупает. Социологические исследования – это один из наимощнейших инструментов в маркетинге.
- Оценка перспектив продукта на рынке;
Выпуск, к примеру, новой линейки продукции на рынок – повод для проведения маркетинговых исследований. Выяснение имеющихся рыночных ниш для продвижения нового продукта, возможностей спроса и предложения, которые изучаются в процессе маркетинговых исследований, помогают определиться с выбором стратегий.
- Выяснить конкурентные преимущества;
Детальное изучение конкурентов, и их возможностей – одно из направлений маркетинговых исследований. И, пожалуй, не требует объяснений то, какой неоценимый вклад в развитие бизнеса приносит изучение конкурентной среды и стратегий противников.
- Возможность принятия обдуманных бизнес-решений;
Любое маркетинговое решение, основывается на каких-то причинах. Исследования дают почву для их принятия, и проясняют для руководства главные вопросы – какое решение необходимо, и почему оно – лучшее.
Если посмотреть на историю развития маркетинговых исследований, то их появление и формирование как отдельного научного направления связано с расширением производства, появлением новых технологий, ростом (уже как следствие) людских потребностей, и главное увеличением конкуренции. Проще говоря, маркетинговые исследования – это инструмент предпринимательства, способ, грамотного управления.
Отдельное значение в маркетинговых исследованиях имеет конкурентоспособность продукции, которая обусловлена рядом причин – необходимостью обновления продукции и технологий, создания рыночных ниш, модернизации системы управления и т. д.
С точки зрения потребителя маркетинговые исследования помогают:
- получить портрет своего потребителя, и его характеристики (социальный статус, экономическое положение и т. д.);
- понять, насколько известна продукция конкретного предприятия среди потребителей;
- что заставляет людей приобретать товар компании;
- узнать насколько удовлетворены покупатели конкретным товаром или услугой;
- получить мнение людей о продукте.
С точки зрения конкурентных преимуществ исследования помогают:
- выяснить, какую долю рынка занимает компания;
- понять то, на каком месте она среди конкурентов и каковы её возможности стать «сильнее»;
- увидеть ёмкость конкретного рынка, и понять процессы и законы, по которым он работает.
С точки зрения цен и товаров или услуг можно отследить:
- эластичность ценового спроса;
- уровень приемлемых цен для определённых категорий потребителей;
- жизненный цикл товаров;
- долю потребителей товара или услуги.
Итак, в широком смысле – маркетинговые решения решают массу задач, в частности, организационных, помогая построить правильную маркетинговую политику, и избавить компанию от рисков в принятии каких-либо решений.